Черепанова Анна Федоровна — кандидат на должность Мэра Великого Новгорода
6 декабря 2019 4:59
+2º

Черепанова Анна Федоровна


АННА ЧЕРЕПАНОВА: ВЕЛИКИЙ НОВГОРОД – ГОРОД, У КОТОРОГО ЕСТЬ БУДУЩЕЕ

Программа кандидата на должность мэра Великого Новгорода

Мы живем в красивом и богатом городе. В городе великой истории и славных традиций народовластия и демократии. Исторически сложилось так, что не князья и бояре, а свободные новгородцы управляли Великим Новгородом. Каждый мог стать частью власти, управлять городом и нести ответственность за принимаемые решения. В этом был залог процветания нашей древней земли. Пора возвращаться к нашим истокам, брать власть в свои руки, использовать ее в интересах людей.

Почему я участвую в выборах мэра Великого Новгорода

Убеждена, что власть должна быть компетентной и профессиональной, честной и неподкупной, она должна находиться на службе у горожан.

Я считаю, что мэра Великого Новгорода должны избирать новгородцы на прямых выборах. На этом настаивают жители города. У новгородцев достаточный интеллектуальный, культурный и нравственный уровень для того, чтобы самим выбирать местную власть и нести ответственность за свой выбор.

Первый шаг, который я сделаю в должности мэра - инициирую изменения в закон об избрании мэра Великого Новгорода на прямых выборах, а в случае его принятия Новгородской областной Думой, добровольно сложу полномочия и буду участвовать в прямых выборах.

Практика конкурсного отбора кандидатов на должность глав муниципальных районов в Новгородской области много раз показала, что отбор проходят те, кто лоялен, те, кто согласован региональной властью, те, кто будет исполнять волю губернатора. Конкурсы не гарантируют приход во власть эффективных управленцев, лидеров, способных выстраивать диалог с обществом, депутатским корпусом, не страхуют от ошибочных кадровых решений. Например, избранный по результатам конкурса глава Старорусского района Василий Бордовский сорвал реализацию федерального проекта создания туристического кластера и досрочно сложил полномочия.

Главная задача городской власти – обеспечить экономическое и социальное развитие Великого Новгорода, а не культивировать застой, латать бесконечные дыры и ожидать дальнейшей деградации городской инфраструктуры. Каждый день мы видим ветшающие дома, изношенные коммунальные сети, «убитые» автобусы и троллейбусы на улицах города и тотальную неспособность действующей бюрократии профессионально решать эти проблемы. У города должно быть будущее. За 30 лет Корея из страны, производившей рис и деревянные лодки, стала крупнейшим производителем торгового флота в мире. И произошло это благодаря наличию четкой стратегии и политической воли.

1. Путь в будущее

Сегодня мы - новгородцы - не знаем, что будет с городом через 5, через 10 лет, есть ли у него перспективы. Из Великого Новгорода за высокой зарплатой, за лучшим качеством жизни горожане уезжают в Москву и Санкт-Петербург. А город без энергии и инициативы молодых стареет, глубже увязает в болоте провинциальности и безысходности. Мэрия Великого Новгорода не думает о будущем, занимаясь решением текущих проблем. Утвержденная Думой Великого Новгорода в 2017 году Стратегия развития до 2030 года устарела еще на момент принятия. Если мы сейчас проведем соцопрос граждан, то выясним, что абсолютное большинство не знает, что разработана стратегия и не осведомлены о направлениях развития. Документ был разработан в закрытом режиме самими чиновниками. Стратегия развития города должна быть документом общественного согласия, но она таковой не является.

Качество жизни в городе и предпринимательский климат во многом зависят от эффективности решений, которые принимает Правительство Новгородской области в здравоохранении, социальной политике, инвестиционной и бюджетной сферах. Именно поэтому новая стратегия города должна формироваться синхронно с областной - слишком они взаимосвязаны.

Городу нужна новая стратегия развития на ближайшие 10 – 15 лет, разработанная на принципах партнерства власти, бизнеса и общества. Нам необходима политика, направленная на экономический рост, решение демографической проблемы, создание высоких стандартов жизни. Мы сделаем так, что горожане будут сами конструировать будущее Великого Новгорода, создадим банк идей и проектов. В городе принимаются сотни и тысячи мелких решений, но они будут иметь смысл только тогда, когда будут подчинены одной цели – развитию города.

Считаю, что Великий Новгород имеет все возможности для развития по трем основным направлениям:

город инновационной экономики

город-университет

город истории и культуры

Стратегия развития должна быть согласована с документом пространственного планирования города, так называемым стратегическим мастер-планом. Этот документ в Великом Новгороде не разработан, и у Администрации нет понимания его необходимости как такового и увязки со стратегией. Стратегия – не бюрократический документ и не инструкция, это представление о будущем Великого Новгорода.

Мы за качественный, профессиональный документ, разработанный на основе общественного консенсуса с привлечением всех заинтересованных сторон.

Как мэр планирую не только выступить инициатором создания стратегии и мастер-плана Великого Новгорода, но принять личное участие в его разработке и стать гарантом реализации.

Великому Новгороду нужен современный генплан, отвечающий духу времени и учитывающий потребности развития города. Решение о присоединении новых территорий должно приниматься в интересах горожан, а не новоиспеченных латифундистов и чиновников.

Жилые кварталы, спроектированные по советской системе – прямоугольный двор, вокруг которого стоят четыре девятиэтажки, устарели еще 50 лет назад. Но и сегодня тиражируются ошибки прошедших десятилетий – микрорайонная планировка, что хорошо видно на примерах микрорайонов «Ивушки», части застройки Псковского района, Завокзального микрорайона. Применяются старые подходы к проектированию. Город застраивается спальными районами, что повышает автомобилизацию. Новые панельные многоэтажки не создают плодородной основы для развития бизнеса, который тяготеет к центральным районам, так как здесь сложилась комфортная среда.

Великому Новгороду нужна новая градостроительная политика, продуманный комплексный проект реновации исторического центра, современная планировка микрорайонов. Все значимые для города объекты – парки, школы, спортивные сооружения должны проектироваться на основании открытых архитектурных конкурсов. Мы будем стимулировать и частных застройщиков к принятию решений о проектировании объектов на основе публичных конкурсов.

Город инновационной экономики

Я - за привлечение крупных инвесторов и создание новых производств с учетом безусловного выполнения экологических стандартов. Но не всех. Партия «ЯБЛОКО» против размещения цементного завода и других опасных производств, мы – за экологически чистый город. Необходимо понимать, что промышленные предприятия уже не решат ситуацию на рынке труда. Современное производство автоматизировано и требует минимум рабочих рук.

Основой экономического развития Великого Новгорода должна стать современная экономика услуг и знаний. Это – территория для развития малого и среднего бизнеса. Именно здесь создаются новые рабочие места.

Необходимо создать позитивный деловой климат, обеспечивающий равные условия для развития бизнеса. Я за то, чтобы в городе действовали единые, честные правила игры и не было поблажек для избранных. Великий Новгород должен стать территорией равных правил.

Развитие новой экономики невозможно без крупного научного и образовательного центра, именно поэтому второй приоритет – развитие Новгородского государственного университета.

Город - университет

Развитие Великого Новгорода должно идти вместе с развитием университета. Новгородский государственный университет имени Ярослава Мудрого с сопутствующей инфраструктурой (центр внедрения инноваций, исследовательские и творческие лаборатории) в перспективе должен стать основным «градообразующим предприятием». На мой взгляд, повышение конкурентоспособности ВУЗа связано с сотрудничеством с европейскими университетами, внедрением новых образовательных программ, образно говоря, чтобы Новгород вновь стал форточкой в Европу. Если выпускники будут получать еще и второй диплом - европейский, то это повысит престиж университета и позволит увеличить количество студентов в разы. Город отвечает за комфортную среду, а для студентов важны доступное жилье, современный общественный транспорт, развитая вело- и пешеходная инфраструктура, интересная культурная жизнь и досуг. В свою очередь увеличение числа студентов будет позитивно влиять на рынок недвижимости, потребительский рынок и создавать уникальную творческую и интеллектуальную среду в городе.

Предлагаю создать городской грантовый фонд для поддержки научно-исследовательской и образовательной деятельности преподавателей, аспирантов и студентов, стартапов, обменных программ, выплаты стипендий. Мэрия будет оказывать всю возможную помощь в установлении контактов НовГУ с европейскими университетами по линии ганзейских городов.

Город – истории и культуры

Великий Новгород – историческая столица России, город с глубокими демократическими традициями, мы можем претендовать на размещение у нас общественных и государственных институтов федерального уровня - Общественной палаты России, офисов Уполномоченных по правам человека, ребенка. Приобретение столичных функций даст толчок к развитию инфраструктуры, социальных услуг, формированию городской среды совсем другого качества. Размещение федеральных институтов позволит проводить в Великом Новгороде крупные общественно-политические, культурные и научные форумы, конференции и выставки, будет способствовать развитию делового туризма.

Необходим федеральный проект археологического изучения Великого Новгорода и сохранения его культурного наследия, в который будут вовлечены крупные университеты и научные институты, в том числе зарубежные. Реализация такого проекта откроет возможности не только для археологических и реставрационных проектов, но и для комплексной застройки исторического центра города и реновации жилищного фонда.

Культура и искусство должны рассматриваться как ресурс развития Великого Новгорода. В современных условиях культура может стать «трамплином» для проблемного города – инструментом развития и повышения конкурентоспособности. Культура – самый дешевый способ продвижения. Великому Новгороду необходим приток туристов и инвестиций. Этого не добиться, если не создать критическую массу событий – от крупных международных мультикультурных фестивалей до регулярной деятельности культурных институтов – театров, музеев, библиотек.

2. Город горожан

Наш город должен стать городом удобным для всех: для студентов, работающих и пенсионеров, молодых мам и людей с ограниченными возможностями, для новгородцев и туристов. Я вижу Великий Новгород красивым, комфортным для проживания городом. И это вполне реально сделать, задавшись целью и опираясь на поддержку горожан.

Дороги и городской транспорт

Будем активно строить и ремонтировать дороги. Первоочередные проекты –строительство продолжения улиц Большая Московская с выходом на Деревяницкий мост и Космонавтов, реконструкция Юрьевского шоссе со строительством велодорожки, капитальный ремонт Колмовского моста.

В дорожном хозяйстве необходимо создать систему жесткого контроля за качеством выполненных работ, целевым и эффективным использованием бюджетных средств. Введем практику заключения с подрядчиками "контракта жизненного цикла" на ремонт и содержание дорог. Заключение долгосрочных контрактов на строительство или капитальный ремонт участка с дальнейшей эксплуатацией - хорошая мотивация для организаций строить и ремонтировать качественно, чтобы избежать издержек при эксплуатации.

Сегодня Великий Новгород превратился в город для машин, а не людей.

Мои приоритеты – общественный транспорт, пешеходы и велосипедисты. Современные технологии применения электровелосипедов и электросамокатов позволяют охватить практически весь город, учитывая его масштаб.

Да, машина зачастую просто необходима для семьи, и без неё не обойтись. Но нужно говорить в первую очередь о снижении автомобилепользования, а не владения машинами. В странах Европы уровень автомобилизации на порядок выше, чем у нас в стране, но люди пользуются авто только при необходимости, а не ездят за хлебом или чтобы выкинуть мусор. Таким образом, за счёт правильно спроектированной городской среды нам удастся учесть интересы всех жителей, не превращая город в автостоянки и парковки.

Моя задача – вернуть Великому Новгороду полномочия по общественному транспорту и акции АО «Автобусный парк». Мы разработаем стратегию развития общественного транспорта, проведем ревизию предприятия, приобретем новые современные автобусы и троллейбусы по федеральным программам, снизим тариф. Общественный транспорт должен быть доступным для горожан – вернем ветеранам труда единый социальный проездной билет и сделаем бесплатным проезд для школьников.

В сфере общественного транспорта будем проводить открытые, прозрачные конкурсы на организацию пассажирских перевозок и обеспечим контроль за соблюдением перевозчиками всех обязательств по муниципальным контрактам.

Жилищный фонд и коммунальное хозяйство

За 5 лет я решу вопрос расселения аварийного жилищного фонда в Великом Новгороде. Мы разработаем городскую программу реновации «хрущевок» и ветхих домов. Для начала проведем экспертизу состояния жилого фонда, затем вместе со специалистами определим модели реновации: снос или реконструкция, для перестройки жилых кварталов и домов разработаем механизм взаимодействия с инвесторами на основе государственно-частного партнерства.

Городские власти не имеют права отворачиваться от жилищной проблемы горожан с низкими доходами, необходимо строить муниципальное жилье и предоставлять его по договорам найма. Известно, что стоимость инженерных сетей составляет до 30% квадратного метра жилья, строители перекладывают эти расходы на покупателей. Ответственность города заключается в финансировании из бюджета строительства инфраструктуры для жилья эконом-класса и снижения за счет этого стоимости квадратного метра. Для этого мы разработаем специальную муниципальную программу.

Цены на услуги ЖКХ в Великом Новгороде растут каждый год, при этом качество остается по-прежнему низким. Вода, которая течет из кранов, из-за изношенности сетей не соответствует санитарно-гигиеническим нормативам. Безусловно, инвестиции в модернизацию водоснабжения, водоотведения, ливневой канализации необходимы. Считаю, что модернизацию сетей нужно проводить за счет бюджета, участвуя в федеральных и областных программах, а не механически повышая тариф на инвестиционную составляющую.

Потребителям коммунальных услуг нужны прозрачные и понятные тарифы. Я инициирую независимый аудит тарифов ЖКХ, монополии должны доказывать обществу, что не могут поставлять коммунальные ресурсы дешевле. Мы должны знать, что на самом деле происходит в системе коммунального хозяйства Великого Новгорода и сколько в реальности стоят услуги ЖКХ. Результаты экспертизы подлежат обсуждению в рамках публичных слушаний. Мы потребуем, чтобы Правительство Новгородской области учитывало наши рекомендации при принятии решений по утверждению тарифов.

Экология

Экология должна стать приоритетом городской политики.

Будем развивать город по экологически обоснованному плану. Задача администрации обеспечить устойчивую благоприятную экологическую обстановку на европейском уровне, добиться, чтобы площадь доступных зеленых зон соответствовала российским и общемировым нормам. Озелененные и благоустроенные территории должны находиться в пешеходной доступности для каждого жителя.

В рамках реализации экологической политики необходимо:

разработать концепцию озеленения и благоустройства Великого Новгорода и конкретный план озеленения города;

разработать план озеленения и благоустройства для районов жилой застройки;

привлечь жителей города, общественные организации к восстановлению и уходу за зелеными насаждениями.

Мы обеспечим поддержку предпринимателям и НКО, занимающимся проектами раздельного сбора и переработки мусора. Будем поощрять просветительские инициативы НКО, направленные на формирование экологической ответственности граждан, развивать экологическое образование.

Возьмем на особый контроль качество уборки города. Пора жестко привлекать к ответственности предприятия, не справляющиеся с задачей уборки Великого Новгорода от мусора и в зимнее время – от снега. Не будем оплачивать невыполненную работу. Мы добьемся ликвидации всех стихийных свалок.

Введем обязательные нормативы для обеспечения жителей города площадками для выгула собак. В рамках программы благоустройства будем выделять средства на организацию и оборудование таких площадок.

Городская среда

Общественные пространства

Мой приоритет – безусловное сохранение историко-культурного наследия Великого Новгорода и бережное отношение к историческому облику города. Инициирую изменения в правила землепользования и застройки в части размещения дебаркадеров – плавучих ресторанов за пределами исторического центра.

Будем развивать парки и скверы, но делать это с тщательными исследованиями места выполнения проектов. Федеральная программа по благоустройству общественных пространств провалена - многие парки построены без проработанных проектов, некоторые решения буквально были нарисованы на “листке в клеточку”. Большинство решений оказались просто неактуальными, что привело к созданию некачественных общественных пространств, уже требующих реконструкции. Последствия таких действий - неэффективное расходование средств бюджета. Нам придется исправлять ошибки и «халтуру». Мы спроектируем новые, современные, удобные и привлекательные для новгородцев общественные пространства и вовлечем жителей в процесс формирования городской среды. Будем опираться на общественные советы и экспертов в вопросах определения места, роли парков, пешеходных зон, скверов, детских площадок.

Городская среда должна быть приспособлена так, чтобы каждому было комфортно находиться на улице. Доступная среда необходима не только для людей с ограничениями опорно-двигательного аппарата и маломобильных групп населения, но и для каждого из нас. В разные моменты времени мы передвигаемся с чемоданами, детскими колясками, велосипедами и городская среда должна быть для этого приспособлена.

Считаю необходимым создать условия для формирования полноценной инфраструктуры досуга и развлечений: кафе, рестораны, пабы, кофейни, библиотеки, спортивные объекты, выставки, клубы. В городе должно быть интересно проводить время молодым и людям старших поколений, жителям и гостям города. Сделаю все от меня зависящее, чтобы вернуть на карту города знаменитый новгородский бренд - ресторан «Детинец».

Дворовые территории в нашем городе почти повсеместно не соответствуют современным представлениям о городской среде. Территории наших дворов практически не работают, являясь своеобразными “мёртвыми зонами”, либо “парковками”. Несмотря на то, что во многих наших дворах домов 60-80 годов постройки достаточно много деревьев, они являются достаточно пустыми и заброшенными. Мы продолжим реализацию муниципальной программы благоустройства дворовых территорий, но повысим эффективность использования бюджетных средств за счет разработки комплексных типовых проектов реабилитации дворов. Необходимы современные подходы к освоению дворовых пространств. Среди них можно отметить следующие:

1) сегодня во многих дворах до сих пор детские площадки представлены грудами металлолома, труб и невнятных конструкций родом из 1980-х, которые представляют опасность. Металлолом должен быть утилизирован, чтобы превратиться в новые полезные вещи, а во дворах – появиться современные безопасные детские площадки;

2) на придомовых территориях возможно размещение закрытых надёжных павильонов для хранения велосипедов (санок, колясок, оборудования и различного инвентаря). Такие решения позволят запустить процесс “расхламления” и без того небольших квартир;

3) территорию двора можно использовать для общественных мастерских, где люди могут заниматься мелким бытовым ремонтом, починкой мебели или просто заниматься ручным трудом в качестве хобби, изготавливать оборудование и малые архитектурные формы для дворовых территорий. На базе таких мастерских могут также проходить занятия для детей, чтобы приучать их к ручному труду;

4) зоны для тихого отдыха;

5) спортивные площадки.

3. Развитие человеческого капитала

Образование для всех

Образование не может рассматриваться как резерв для экономии, это инвестиции в обеспечение экономического роста. Продолжим строительство детских садов и школ там, где это необходимо горожанам, обеспечим шаговую доступность начальных школ.

Будем финансировать содержание и ремонты детских садов и школ за счет бюджета в полном объеме на основе разработанного норматива финансирования на эксплуатацию зданий. Прекратим практику поборов с родителей на ремонты. Мы инициируем совместно с Правительством области разработку обоснованных нормативов подушевого финансирования на реализацию федеральных государственных образовательных стандартов, что позволит обеспечить качественное образование и избавит родителей от платы за учебники, мебель, школьное оборудование.

Я – за доступность детского и школьного спорта и дополнительного образования, каждая семья должна иметь возможность отдать ребенка в спортивную секцию или клуб, дать музыкальное или художественное образование, а государство взять на себя финансирование этих учреждений в необходимом объеме.

Признавая ценность народной дипломатии, будем развивать международные обмены по линии школ с городами-побратимами и ганзейскими городами.

Мы создадим и внедрим школьный курс гражданского образования и антикоррупции. В школах будем обсуждать общество, право граждан на участие в политической жизни страны, право на участие в гражданском контроле за деятельностью органов власти.

Образовательная политика города будет реформирована с учетом создания возможностей непрерывного образования в течение всей жизни. Обеспечим поддержку некоммерческих организаций, работающих в формате «народного университета», где любой желающий может бесплатно послушать интересующую его лекцию, пройти курс компьютерной грамотности, изучения иностранных языков.

Доступное и качественное здравоохранение

Принципиально важная задача – повысить продолжительность жизни, а это невозможно без доступного и качественного здравоохранения.

Необходимо остановить отток кадров из городского здравоохранения и обеспечить достойные условия для врачей и среднего медицинского персонала. Создадим специализированный жилищный фонд для медиков, предусмотрим выплаты подъемных, а также субсидий на компенсацию первоначального взноса и процентов по ипотечным кредитам.

Совместно с Правительством Новгородской области разработаем конкретный план действий по развитию сети амбулаторных учреждений здравоохранения с учетом ее максимальной доступности для горожан.

4. Бюджет как инструмент развития

В современных условиях только города могут быть локомотивами развития территорий, для этого они должны ускоренно развивать инфраструктуру, наращивать и повышать качество человеческого капитала, повышать уровень жизни людей, обеспечивать инвестиционную привлекательность, а сделать это без укрепления налоговой базы невозможно. Однако вопреки здравому смыслу Великий Новгород лишен доходной базы для развития и роста.

Объем налоговых поступлений с территории Великого Новгорода в бюджеты всех уровней в 2017 году составил 17,2 млрд. рублей, из них 5,3 млрд. рублей зачислены в федеральный бюджет, 10,6 млрд – в областной, только 1,3 млрд рублей, или 7% от всех собранных налогов остались в городском бюджете.

Бюджетная обеспеченность Великого Новгорода в части собственных полномочий - 9,5 тысяч рублей на одного горожанина - крайне низкая. По информации Центра городов Северо-Запада и Центра России, Великий Новгород по этому показателю занимает 13-е место из 15-ти возможных. В существующей системе бюджетных отношений богатый Великий Новгород превратился в «побирушку», стоящую на паперти и выпрашивающую деньги у Президента России и губернатора.

Все последние годы городской бюджет исполнялся с дефицитом. До недавнего времени дефицит городского бюджета покрывался за счет кредитов коммерческих банков, в настоящее время достигнут критический уровень муниципального долга – 100% собственных доходов, и дальнейшее привлечение кредитов невозможно, поэтому остается два пути: увеличивать доходы или дальше «резать» расходы.

Администрация Великого Новгорода все последние годы вынуждена сокращать расходы на социальную сферу, благоустройство, инфраструктуру, не исполняет обязательства по судебным решениям. Уверена, в бюджете есть резервы сокращения непроизводительных расходов на бюрократию, но объем этих ресурсов на порядок меньше необходимого для финансирования текущих потребностей.

Общий объем неисполненных обязательств Великого Новгорода по судебным решениям по капитальным ремонтам многоквартирных домов составляет 633 млн рублей, по предписаниям контролирующих органов в отношении муниципальных учреждений порядка 200 млн рублей. При этом бюджетные проектировки на 2019 год предусматривают финансирование этих расходов менее чем на 10% от потребности.

Выделяемые Великому Новгороду субсидии из областного бюджета имеют целевой характер и не могут быть использованы на финансирование собственных полномочий, таких как: содержание и ремонт зданий учреждений культуры, образования, физкультуры и спорта, исполнение судебных решений по капитальному ремонту многоквартирных домов, расселение аварийного жилищного фонда, предоставление жилых помещений малоимущим гражданам, нуждающимся в улучшении жилищных условий (в очереди на улучшение жилищных условий стоят более 5 тысяч человек).

Отстаивала и буду отстаивать право Великого Новгорода получать больше налогов в казну. Предлагаю увеличить с 15 до 50% долю налога на доходы физических лиц, поступающего в бюджет Великого Новгорода, это даст дополнительно 2 млрд рублей в год. При этом обязуюсь обеспечить жесткий контроль за использованием бюджетных средств.

Куда направим эти средства:

500 млн рублей - строительство, реконструкция, ремонт и содержание дорог;

200 млн рублей – укрепление материально-технической базы бюджетных учреждений образования, культуры, физкультуры и спорта;

250 млн рублей – исполнение судебных решений по капитальным ремонтам многоквартирных домов;

250 млн рублей – расселение аварийного жилищного фонда;

200 млн рублей – строительство детских садов и школ;

150 млн рублей – благоустройство общественных пространств;

100 млн рублей – благоустройство дворовых территорий;

100 млн рублей – формирование специализированного жилищного фонда для медиков, субсидирование процентных ставок по ипотеке, выплаты подъемных;

100 млн рублей – субсидии ветеранам труда Новгородской области по единому социальному проездному билету; бесплатный проезд для детей;

100 млн рублей – модернизация общественного транспорта;

25 млн рублей – гранты и субсидии на поддержку социально-ориентированных НКО Великого Новгорода;

25 млн рублей – создание грантового фонда поддержки научно-исследовательской и образовательной деятельности преподавателей, аспирантов и студентов НовГУ имени Ярослава Мудрого.

Увеличение доходов – важная, но недостаточная мера для повышения эффективности управления городскими финансами. Средства бюджета должны расходоваться на нужды жителей целевым образом и эффективно. Мы проведем ревизию программы закупок и действующих муниципальных контрактов. Будем проводить мониторинг выполнения работ организациями, получившими муниципальный заказ на благоустройство, содержание и ремонты дорог. Установим действенный контроль за деятельностью муниципальных предприятий.

Сократим издержки на бюрократию – оптимизируем численность чиновников, ликвидируем автопарк, оставив только один служебный автомобиль, обнулим расходы на освещение деятельности мэрии в СМИ.

Проведем аудит долговых обязательств и перестроим политику управления муниципальным долгом. Инициирую переговоры и заключение соглашения с Правительством Новгородской области о замене коммерческих кредитов бюджетными. Деньги должны работать на город, а не банки.

Я последовательно выступаю за открытый и прозрачный бюджет. Необходимо сохранить и укрепить институт публичных слушаний бюджета, создать общественную бюджетную комиссию, включив в ее состав независимых экспертов, представителей общественных организаций, не связанных с властью. Нужна гласность и широкое обсуждение вопросов формирования бюджета, финансирования расходов, а также контроля за использованием средств бюджета. Бюджет – это деньги налогоплательщиков, а не чиновников.

Внедрим технологию партисипаторного бюджетирования и передадим гражданам для распределения 1% бюджета Великого Новгорода. Для максимального вовлечения горожан в бюджетный процесс в качестве основного канала участия будем использовать интернет.

5. Мэрия – мотор Великого Новгорода

Состояние города зависит от того, как им управляют

Сильная управленческая команда, четкая стратегия развития, предельная открытость, учет мнения горожан и широкое экспертное и общественное участие – вот базовые условия, которые помогут Великому Новгороду вновь стать прогрессивным, комфортным и красивым городом.

Что мы сделаем для усовершенствования системы управления?

1. Разработаем новую стратегию развития города.

2. Проведем управленческий аудит и сформируем команду из опытных, честных и неравнодушных профессионалов.Обязательно будем проводить конкурсный отбор на все должности муниципальной службы. Искореним практику непотизма/фаворитизма. Разработаем и внедрим систему оценки эффективности деятельности муниципальных служащих и систему мотивации в зависимости от результатов деятельности.

3. Вернем полномочия городу. Будем добиваться возвращения полномочий по общественному транспорту и акций АО «Автобусный парк». Качество услуг находится на предельно низком уровне и не удовлетворяет новгородцев. Город имеет управленческие ресурсы для организации общественного транспорта на современном уровне.

Ресурсы города должны работать на город, а не областных чиновников. Земля – самый ценный городской ресурс, поэтому необходимо возвращать в муниципалитет полномочия по распоряжению земельными участками, находящимися в Великом Новгороде. И одновременно возвращать полномочия по градостроительной деятельности в части выдачи разрешений на строительство и вводу объектов в эксплуатацию.

4. Привлечем к участию в управлении городом самих горожан. Главный ресурс развития города – люди с их идеями, изобретательностью, энергией, творческими способностями. Людям важно и необходимо чувствовать себя его частью, получить возможность внести свой вклад. Мы создадим условия, в том числе финансовые, для деятельности общественных организаций и социально-ориентированных НКО, волонтеров, общественных советов. Мы будем взаимодействовать с любыми инициативными группами, выступающими за улучшение качества городской среды и повышение прозрачности городских властей, поддерживать их предложения.

5. Обеспечим прозрачность и подотчетность власти. Все решения администрации должны обнародоваться. Информация о принимаемых властью решениях о доходах и расходах бюджета, городских проектах должна выкладываться в Интернет, быть актуальной, доступной и понятной новгородцам. Если город строит дорогу, то в сети должны появиться подробные пояснения, сметы, общий бюджет проекта, имена ответственных лиц, наименование подрядных организаций, фотографии с места строительства. Мы создадим электронные сервисы, направленные на открытость информации о предоставлении жилья по социальному найму, постановке нуждающихся в жилом помещении на учет, предоставлении земельных участков льготникам, очереди в детский сад и др. с учетом положений закона о защите персональных данных. Мэр будет постоянно давать отчет о своей работе перед жителями. В пятницу вечером на канале Youtube и официальном сайте будет выходить 10-ти минутный видеоблог главы Великого Новгорода о том, что было сделано в городе за неделю всей командой и самим мэром лично. У нас не будет «черных списков» СМИ, все медиа будут иметь равный доступ к информации мэрии.

6. Будем принимать жесткие меры борьбы с коррупцией и заниматься ее профилактикой. Важными инструментами будут антикоррупционная комиссия при мэре Великого Новгорода и «горячая линия», принимающая от граждан сообщения о фактах коррупции, их тщательная проверка с оглашением результатов в СМИ. Поддержим гражданские инициативы по борьбе с коррупцией, общественные и журналистские антикоррупционные расследования.

«Моя программа – это разговор о будущем. Убеждена, что привлекательность Великого Новгорода для жителей определяется возможностью их самореализации, в том числе в политической и общественной жизни, возможностью участвовать в решении общих дел. Если город не сможет предоставить такие возможности как в профессиональном плане, так и в общественной и политической жизни, то он рискует остаться без активных творческих прогрессивных людей, которые мигрируют в крупные города или за границу. Я нисколько не драматизирую ситуацию, но мы сейчас стоим перед выбором: сможем ли мы обеспечить развитие или нас ждет стагнация.

Великий Новгород – мой родной город, город в котором жили и созидали пять поколений нашей семьи. Реализовать программу будущего – это не мое право, это мой долг перед новгородцами, которые голосовали за меня и Партию «ЯБЛОКО» на выборах, которые мечтают о современном, комфортном и процветающим Великом Новгороде, достойном наследнике своей истории».

С уважением,
Анна Черепанова

(орфография и пунктуация автора сохранены)

Скачать оригинал представленной программы


Наверх